
Великий советский учёный, проложивший человечеству дорогу в космос.
Генеральный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР. Председатель Совета главных конструкторов СССР (1946—1966). Лауреат Ленинской премии.
Родился 30 декабря 1906 (12 января 1907) года в городе Житомире в семье учителя и купеческой дочери.
Семья постоянно переезжала с места на место и в детстве маленький Сережа жил в Киеве, Нежине, снова в Киеве, Одессе. Среднее образование получал урывками, сначала в Одесской гимназии, затем в Трудовой школе, но главным образом дома.
Несмотря на такую бессистемность, он проявлял выдающиеся способности, что позволило ему в 1924 году поступить в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники.
Нужно сказать, что авиацией он «заболел» в детстве увидев в Нежине показательные полеты одного из пионеров русской авиации Сергея Уточкина. Еще до поступления в ВУЗ был активистом «Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма».
В 1926 году он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана, где учится и работает под руководством А. Н. Туполева. Его дипломной работой стал легкий самолет СК-4.
В начале 30-х годов он изучает труды Циолковского и лично знакомится с замечательным ученым Ф. А. Цандером.
Вместе они на общественных началах организуют «Группу изучения реактивного движения» (ГИРД), которая в 1932 году реорганизуется в первое советское ракетное КБ.
В 1931–32 годах Цандер, Королев и ещё один ГИРДовец Борис Черановский работали над ракетопланом. Они остановили свой выбор на так называемом «летающем крыле» — бесхвостого планера, который как казалось, идеально подходил для установки ракетного двигателя.
Для ракетоплана был разработан уже вполне серьезный ракетный двигатель ОР-2 с проектной тягой 50 килограммов, охлаждением сопла водой, а камеры сгорания — газообразным кислородом.
К сожалению, при первом же испытательном запуске произошло разрушение двигателя.
25 ноября 1933 года с полигона в Нахабино был осуществлен запуск первой советской жидкостной ракеты ГИРД-Х (10), которая стала последним детищем Цандера, который в конце марта 1933 года скончался от тифа в Кисловодске. Заканчивали работы Королёв и инженер Михаил Тихонравов, ставший в дальнейшем верным сподвижником Сергея Павловича на долгие годы.
Теперь на месте исторического пуска установлен памятник
27 июня 1938 года Королев был арестован по печально знаменитой 58 статье УК, а уже через три месяца осужден на 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах.
21 апреля 1939 года этапирован на Колыму, где c 3 августа находился на золотом прииске Мальдяк. Благодаря ходатайству матери, обратившейся к хорошо знавшим Сергея Павловича М. М. Громову и В. С. Гризодубовой 2 марта 1940 года был возвращен в Москву, где после пересмотра дела и снижении срока до 8 лет был направлен в так называемую «туполевскую шарагу» спец тюрьму НКВД ЦКБ-29.
Здесь под руководством Туполева, он принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.
В 1942 году был переведен в КБ тюремного типа при Казанском авиазаводе № 16. В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости, но без реабилитации.
В сентябре 1945 года полковник Королев был направлен в Берлин, чтобы в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) участвовать в изучении трофейной ракетной техники. В 1946 году там был создан новый советско-германский ракетный институт «Нордхаузен», главным инженером которого он был назначен.
В том же 1946 году возвращается в СССР и получает назначение в НИИ-88 главным конструктором
В 1948 году были начаты лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) которая в 1950 году была поставлена на вооружение.
После выпуска целого ряда модификаций в 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур).
В 1955 году С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7, которая тогда еще находилась в стадии проектирования, искусственного спутника Земли (ИСЗ).
Правительство поддержало эту инициативу и в августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой был назначен С. П. Королёв.
На базе боевой ракеты инженеры нового ОКБ под руководством Главного конструктора разработали целое семейство трёх- и четырёхступенчатых носителей.
День 4 октября 1957 года, когда на околоземную орбиту был выведен, первый в истории искусственный спутник Земли стал, началом Космической эры в истории человечества,
и сделал это гениальный ученый Сергей Павлович Королев, подняв тем самым на небывалую высоту международный авторитет СССР.
«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества»
С. П. Королёв.
О том, каким событием стал первый, в мире пилотируемый полет человек в космос, как встречали на земле Юрия Алексеевича Гагарина, думаю, особо распространяться не стоит.
Это и так всем известно, причем не только из книг, телевидения и интернета, но и из рассказов людей старшего поколения. Мне, например, отец рассказывал, что 12 апреля 1961 года стало таким же всенародным праздником, как ДЕНЬ ПОБЕДЫ.
Те же толпы народа на улице, объятия совершенно незнакомых людей и голос Левитана из уличных репродукторов
«СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ!!! ПЕРВЫЙ, В МИРЕ ПИЛОТИРУЕМЫЙ ПОЛЕТ СОВЕРШЕН В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ!!!
А потом каждый последующий полет становился ПЕРВЫМ. Первый пилотируемый полет более суток, первый одновременный полет двух кораблей, первая стыковка, первая женщина в космосе, первый выход человека в космос. Да, они были первыми, героями которых знала вся страна и весь мир. А потом тот же Левитан, про которого космонавты в своем кругу пели
«ракета улетела, окончена работа и пусть теперь охрипнет товарищ Левитан»
сообщил о том, что из жизни ушёл тот самый Главный конструктор, о существовании которого все догадывались, но очень мало кто знал его имя отчество и ещё меньше в лицо.
Говорят, что из Нобелевского комитета неоднократно обращались лично к Хрущеву с предложением выдвинуть Главного конструктора на Нобелевскую премию, на что Никита Сергеевич, неизменно отвечал: «Наши достижения в космосе, это заслуга всего советского народа». Наверное, он был прав. На космос, в СССР трудилась целая отрасль, в которой работали тысячи людей, но ГЛАВНЫЙ БЫЛ ОДИН.
Прощанье с Сергеем Павловичем Королевым прошло в Колонном зале Дома Союзов, том самом, где когда-то прощались с Лениным, Сталиным и другими виднейшими деятелями советского государства. 18 января урна с прахом великого ученого была захоронена в Кремлевской стене на Красной площади.
В честь Сергея Павловича назван город в Московской области
многочисленные улицы и площади в разных городах России и странах СНГ, установлено около 20 памятников. В Москве и Житомире организованы музеи великого ученого.
В 1972 году на экраны вышел фильм Даниила Храбровицкого «Укрощение огня» по мотивам биографии С. П. Королёва и других конструкторов авиационной и ракетной техники.
Поскольку многие из прототипов ещё были живы и являлись совершенно засекреченными учеными, всем им были придуманы вымышленные имена. Роль главного конструктора ОКБ-1 Андрея Ильича Башкирцева, прообразом которого стал Сергей Павлович Королев, сыграл замечательный актер, народный артист СССР Кирилл Юрьевич Лавров (1925–2007).