Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858–1943)

0 Comments

Режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург. Основатель (совместно с К.С.Станиславским) Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936).

Родился 11(23) декабря 1858 в Озургеты, ныне Махарадзе Грузии. В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1876—79 учился на физико-математическом факультете Московского университета. В 70-х годах начал выступать в качестве театрального критика.

Прозаические произведения Немировича-Данченко отмечены влиянием А. П. Чехова: повести, посвященные деревне, — «Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров — «Драма за сценой» (1896), нравам прессы — «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесы «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896) и др. ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции.

Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Немировича-Данченко к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Немирович-Данченко предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества.

Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Немировича-Данченко (в 1891—1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы.

Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства «переживания», с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Немировича-Данченко и Станиславского, причём Немировичу-Данченко принадлежало определяющее положение в области репертуара.

Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова — «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904).

Немирович-Данченко способствовал привлечению драматургии М. Горького, вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902). Он осуществил постановки пьес Г. Гауптмана («Одинокие», 1899) и Г. Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908). В 1903 Немирович-Данченко поставил трагедию «Юлий Цезарь» Шекспира, широко используя средства современного психологического театра.

Новаторские принципы режиссуры Немировича-Данченко — мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора — убедительно проявились и в постановках русской классики («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1910; «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914).

В его инсценировке «Братьев Карамазовых» Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романа. Так же в предреволюционные годы были поставлены инсценировки «Бесов» Достоевского («Николай Ставрогин», 1913), пьесы Л. Н. Андреева «Анатэма» (1909) и «Мысль» (1914).

После победы Великой Октябрьской социалистической революции Немирович-Данченко работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в «Блокаде» Вс. Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных истории и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Тренёва (1936), «Половчанские сады» Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты» Погодина (1942).

В спектаклях по романам Л. Н. Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя. Немирович-Данченко осуществил также постановки русской классической драматургии: «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Грибоедова (1938).

С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях «Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940).

Немирович-Данченко широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского.

В своих обобщениях Немирович-Данченко исходил из концепции о «трёх восприятиях театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном» — в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение Немировича-Данченко о «втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образа, о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе».

Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Немирович-Данченко вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 при МХТе Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок:

  • «Дочь Анго» Лекока,
  • «Лисистрата» Аристофана,
  • «Карменсита и солдат» на музыку Бизе,
  • «Травиата» Верди, «Катерина Измайлова» Шостаковича,
  • «В бурю» Хренникова и др.

Государственная премия СССР (1942, 1943). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Скончался 25 апреля 1943 в Москве.

Немирович-Данченко В И

В.И.Немировичу-Данченко установлена мемориальная доска в Глинищевском переулке, дом 5/7.

К.С.Станиславскому и Вл.И.Немировичу-Данченко установлен памятник в Камергерском переулке.

Категории:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x