
Режиссёр. Народный артист РСФСР (1935). Родился 24.6(6.7).1885 в Ромны Полтавской губернии, ныне Сумской области. Творческую деятельность начал в 1905 как актёр, с 1908 — режиссёр.
В 1913 поставил в Свободном театре «Жёлтую кофту» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера на музыку Дохнаньи. В 1914 вместе с А. Г. Коонен и группой молодых актёров основал Камерный театр, который возглавил.
Первые спектакли этого театра — «Сакунтала» Калидасы (1914), «Фамира Кифаред» Анненского (1916) и др. обнаружили склонность Таирова к изысканно красивым сценическим формам, к прославлению чистых и могучих страстей легендарных героев.
После Октябрьской революции 1917 Таиров и ведущие актёры его театра, главным образом Коонен, доказали способность выражать созвучные революции темы величия свободной личности. «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1919), «Федра» Расина (1922), ряд пьес О’Нила знаменовали переход режиссёра к реализму.
Большое значение имели творческие поиски Таирова в области музыкального спектакля («Жирофле-Жирофля» Лекока, 1922; «Опера нищих» Брехта —Вейля, 1930, и др.). Вершиной творческой деятельности Таирова стал спектакль «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1933) с Коонен в роли Комиссара.
Среди лучших спектаклей также:
- «Мадам Бовари» по Флоберу (1940),
- «Адмирал Нахимов» Луковского (1941),
- «Фронт» Корнейчука (1942),
- «Пока не остановится сердце» Паустовского (1943),
- «Без вины виноватые» Островского (1944),
- «Чайка» Чехова (1944),
- «У стен Ленинграда» Вишневского (1945),
- «Он пришел» Пристли (1945),
- «Старик» Горького (1946).
Для Камерного театра были характерны методы синтетического искусства и «конкретного реализма», Таиров придавал огромное значение музыкальному и декорационному оформлению спектаклей, пантомиме. В 1949 Таиров был переведён в Театр им. Евг. Вахтангова. Награждён орденом Ленина (1945). До середины 1920-х жил на улице Спиридоновка, 16; затем на Большой Бронной улице, 16.
Скончался 25.9.1950 в Москве.