
Один из самых известных советских авиаконструкторов, академик АН СССР. Генерал-полковник авиации, Дважды Герой Социалистического Труда. Генеральный конструктор ОКБ носящее ныне его имя. Лауреат Ленинской, Государственной и шести Сталинских премий.
Родился 19 марта (1 апреля) 1906 года в Москве, в семье служащего нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель».
Авиацией Саша Яковлев увлекся, ещё будучи школьником. С 1922 года он строил летающие авиамодели в школьном кружке, а в 1924 году построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях.
В 1924–1927 годах работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда ВВИА имени Н. Е. Жуковского.
Неоднократные попытки поступления на учебу в академию имени Жуковского заканчивались неудачей. Подводило непролетарское происхождение.
12 мая 1927 года совершил первый полет легкий самолет АИР-1 конструкции Яковлева. Эта дата считается днем основания ОКБ А. С. Яковлева.
Спустя месяц после совершения первого полета летчик Ю. И. Пионтковский совершил на АИР-1 беспосадочный перелет рекордной дальности по маршруту Севастополь — Москва. Преодолев за 15 часов 30 минут расстояние в 1240 км.
В том же году талантливый молодой человек был зачислен в Академию имени Н. Е. Жуковского, которую закончил с отличием в 1931 году после чего поступил работать инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу лёгкой авиации.
15 января 1934 года Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, в 1935–1956 годах был главным конструктором.
С 11 января 1940 года по 1946 год одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). В июле 1946 года оставил должность заместителя министра по собственному желанию.
С 1956 по 1984 год — Генеральный конструктор ОКБ 115.
С 1934 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тысяч самолётов «Як», в том числе более 40 тысяч самолётов во время Великой Отечественной войны. 2/3 всех истребителей на которых воевали наши летчики, составляли самолёты Яковлева.
Под руководством Александра Сергеевича были разработаны первые советские реактивные истребители и перехватчики, самый большой в мире (на период 50-х годов прошлого века) вертолет ЯК-24. Он был создателем целого семейства сверхзвуковых самолётов, включающих первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики, самолёты короткого и вертикального взлёта и посадки, включая сверхзвуковой и множество другой техники.
Проектировал реактивные пассажирские самолеты.
Ещё при жизни дважды Героя Социалистического Труда Александра Сергеевича Яковлева ему был установлен памятный бюст в парке Авиаторов на Ленинградском проспекте. Автор знаменитый советский скульптор М. Аникушин.
Скончался замечательный авиаконструктор 22 августа 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок № 11.